Рекомендации по соблюдению мер информационной безопасности

Необходимо:  Не рекомендуется: 
1.Защита данных банковской платежной карточки 
Хранить в тайне пин-код, сведения с карточки сеансовых кодов  Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке 
Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода  Сообщать кому-либо реквизиты карты или отправлять их фото по сети Интернет 
Оформить отдельную карту для онлайн-покупок, выезда за границу и не хранить на ней большие суммы. Для карты, используемой в РБ рекомендуется ограничить возможность ее использования за пределами РБ  Распространять свои персональные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет-банкинг» 
Использовать двухфакторную аутентификацию, услугу «3-D Sequre», установить лимиты на максимальные суммы операций, подключить смс-оповещение о проведении операций по карте  Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений: сеансовые пароли, код авторизации, пароль «3-D Sequre» и т.д. 
Скрыть CVV (CVC) номер на карте (трехзначный номер на оборотной стороне), предварительно сохранив его  Пользоваться системой «Интернет-банкинг» на чужих компьютерах или мобильных устройствах 
Вводить «логин» и «пароль» к системе «Интернет-банкинг» только на официальном сайте или в мобильном приложении банка   
В случае утери (кражи) карты, незамедлительно по телефону обратиться в банк для ее блокирования   
При обнаружении несанкционированного списания денежных средств с картсчета, незамедлительно обратиться с заявлением в банк для их возврата по принципу «нулевой ответственности»   
2. Безопасность электронной почты 
Подключить двухфакторную аутентификацию  Реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники 
Использовать минимум 2 типа  
email адресов: закрытые (только для привязки устройств и средств защиты, интернет-банкинга и др.), открытые (отдельные для переписки, регистрации на форумах, оформления различных подписок и т.д.) 
Открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл 
Использовать спам-фильтры  Отправлять в открытом виде важные данные (фотоизображения документов, пароли и т.д.). В случае необходимости – заархивировать, установив сложный пароль 
В случае подозрительных ситуаций проверить статистику подключений и изменить пароль   
3. Надежные пароли   
Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам  Хранить пароли на бумажных носителях, рабочем столе компьютера и в других легкодоступных местах, а также передавать их кому-либо 
Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы  Использовать повторения символов 
Доверять только проверенным менеджерам паролей  Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетной записи, никнейм, дату рождения и т.д.) 
Регулярно производить смену паролей  Сохранять пароль автоматически в браузере 
  Использовать биографическую информацию и сведения, размещенные в социальной сети 
4. Проверенные браузеры и сайты 
Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов  Переходить по непроверенным ссылкам и посещать сайты сомнительного содержания 
Производить регулярное обновление ПО, антивирусов  Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https) 
Обращать внимание при авторизации на доменное имя интернет-ресурса (может произойти подмена имени сайта)  Открывать всплывающие окна, рекламные баннеры и устанавливать предлагаемое неизвестными сайтами ПО 
5. Использование приложений, соцсетей и мессенджеров 
По возможности скрывать номер телефона, адрес электронной почты и другие сведения  Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе 
Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения  Использовать указание геолокации на фото и постах 
  Отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях – лучше написать об этом администратору ресурса 
  Употреблять ненормативную лексику при общении 
  Размещать в Интернет объявления с указанием используемых номеров телефонов, а также указывать контактные данные мессенджеров. В случае размещения – удалять сразу же по миновании надобности. 
6. Безопасность мобильных устройств 
Использовать пин-код, а также дополнительные способы блокирования устройства (графический ключ, пароль, отпечаток пальца и др.)  Передавать незнакомым мобильный телефон или сим-карту. В случае передачи – контролировать все действия, которые производятся с устройством 
Своевременно обновлять операционную систему устройства, антивирус и др. ПО  Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами 
Устанавливать приложения из PlayMarketAppStore или только из проверенных источников  Перезванивать на незнакомые иностранные номера 
Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ  Хранить важную информацию на мобильном устройстве 
Включить встроенные функции устройства для определения его местонахождения  Делать полное снятие ограничения на устройстве («джейлбрейк«) 
В случае утери (кражи) устройства, незамедлительно сменить пароли к интернет-банкингу, электронной почте и другим сервисам, а также обратиться в правоохранительные органы   
При смене абонентского номера обязательно изменить привязку интернет-сервисов к новому номеру (лучше сделать это заблаговременно)   
При продаже устройства произвести его сброс до заводских настроек   
7. Безопасный Wi-Fi 
Отключить общий доступ к своей WiFi точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет  Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам WiFi в кафе, транспорте, торговом центре и т.д. 
Использовать надежный пароль для доступа к вашей WiFi точке   
Деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым WiFi точкам